Для гостей и туристов
Русское село Тростянка было образовано во второй четверти XVIII века (после первой ревизии 1720-х годов) при одноимённой речке, давшей поселению название. Во вторую ревизию 1744–1747 годов Тростянка впервые упоминается как заселённая крестьянами-однодворцами деревня в составе Залесского стана Шацкого уезда со 121 жителем. Первопоселенцы Тростянки переехали в Прихопёрье из Колыбельского Добренского уезда (ныне Липецкая область), Верхних Пупков Козловского уезда (современное Советское Тамбовской области), Паревки, Ново-Грязного, Иконовки, Черяснева, Каланса, Пахатного Угла, Бычкова и Казыдарья Тамбовского уезда, Богородицкого и Рямзы Шацкого уезда. В 1745–1780 годах происходило массовое переселение русских крестьян на территорию будущего Балашовского края, в ходе которого в Тростянке появились переселенцы из Рязанщины. В 1765 году в Никольском (второе название Тростянки) была достроена и освящена священником Масловым из Боровой Полянщины первая в истории села церковь. В период крестьянской войны Емельяна Пугачёва Тростянке довелось побывать в центре происходивших событий. В первой половине сентября 1774 года в окрестностях села велись бои между формированиями бунтовщиков и преследовавшими их правительственными отрядами. 8 (19) сентября после поражения в битве при соседнем Засецком (современный Старый Хопер) отступившие пугачёвцы заняли Тростянку, где набрали в свои ряды новых рекрутов из числа сочувствовавших местных жителей, а для устрашения остальных повесили двух человек, после чего отправились дальше вниз по Хопру к донским пределам. В начале XIX века окрестными землями владел отставной подполковник Пестов, другим тростянским помещиком был майор Яков Терентьевич Траховский, тщанием которого при содействии прихожан в 1819 году была построена новая церковь. Здание было каменным, имело колокольню и престол во имя Успения Божией Матери9. По другой информации храм был построен в 1809-м или в 1802 году11. В причт входили два священника и два псаломщика, дома для которых были церковные. По данным переписи 1859 года в Тростянке насчитывалось 387 дворов, 1662 мужчины и 1763 женщины. Крестьяне большей частью были государственными, остальные принадлежали помещикам Куприяновой, Сазоновой, Марковым, Жукову, Шарину, Царевской, Волосатову, Сохрановой и Титову. После отмены крепостного права жители Тростянки сформировали 13 обществ. Административно село было центром Тростянской волости Балашовского уезда Саратовской губернии. В селе, через которое проходил Саратовско-Воронежский почтовый тракт, на тот момент помимо церкви имелись училище и мельница на Хопре, чья плотина в летнее время служила переправой через реку14. 15 (27) августа 1875 года епископ Саратовский и Царицынский Тихон освятил в Успенской церкви новоустроенный придел во имя Тихона Задонского. В 1876 году в Тростянке открылась земская школа. В 1890-х годах холодная церковь была реконструирована и расширена заново устроенными отапливаемыми приделами: правым во имя Николая Чудотворца и левым во имя святого Тихона10, освящёнными 5 (17) декабря и 7 (19) декабря 1895 года соответственно. В 1910 году в Тростянке в 806 домохозяйствах проживали 2659 мужчин и 2680 женщин. Имелись церковь, основанная в 1895 году начальная церковно-приходская школа18 и две земские школы (вторая открыта в 1903 году). Надельной земли у крестьян было 3505 десятин, купленной – 336. Рабочего скота держали 1316 голов, молочного – 740, гулевого – 989, мелкого – 2422. Железных плугов в хозяйстве использовали 529, сеялок – 82, жнеек – 40, молотилок – 31, веялок – 211. В 1915 году при народном доме по инициативе крестьян была открыта библиотека. Примечательную заметку о Тростянке в 1916 году оставил работавший там врач, описавшей местное население как совершенно не приученное мыться. На тот момент в селе существовали две бани, которые, однако, были заброшены хозяевами и для использования не годились.
Антисанитария стала одной из причин того, что в конце июля 1918 года село оказалось охваченным эпидемией холеры, случались и смертельные исходы7. Летом 1919 года, когда Балашов находился в руках белых, в Тростянке размещались казачьи части21. При Советской власти Тростянка стала центром одноимённого сельсовета. С началом коллективизации в 1928 году в Тростянке появилась первая трудовая артель, вслед за которой создали три колхоза. Успенскую церковь в 1929 году закрыли и отдали под нардом. Затем её ненадолго снова открыли, но в 1932 году закрыли окончательно и впоследствии сломали (кирпич пошёл, предположительно, на строительство авиашколы)11. Великая Отечестванная война унесла жизни 261 жителя Тростянки. В 1950 году в ходе укрупнения колхозов был образован колхоз-гигант имени В. И. Ленина с центральной усадьбой в Тростянке. С этого момента начинается наиболее яркий период советской истории села. В 1950-х – 1960-х годах в Тростянку проложили пятикилометровую линию водопровода, при клубе создали картинную галерею с работами саратовских художников Новосельцева, Климашина, Кулагина, Жукова и других. Жители активно участвовали в художественной самодеятельности (хор, танцевальный и эстрадный ансамбли, оркестр народных инструментов), дети обучались в студии живописи и музыкальной школе (с классами фортепиано и баяна). В начале 1960-х годов в селе появились асфальтированная дорога и плотина. Семилетняя школа долгое время находилась в небольшом доме, который не мог вместить всех учащихся. 1 сентября 1965 года распахнула двери построенная при поддержке колхоза новая двухэтажная школа, вокруг которой учителями и учащимися был высажен парк. Старое школьное здание было передано яслям-саду "Теремок", начавшему работу в 1966 году.
Сегодня Тростянка с 2053 жителями является центром одноимённого муниципального образования. В селе имеются средняя общеобразовательная школа и детский сад "Сказка", фельдшерско-акушерский пункт, отделение связи, магазины, коллективное сельскохозяйственное предприятие, дом культуры, библиотека. В 2000-х годах в деревянном доме 1957 года постройки была открыта молельная комната. В настоящее время под храм переоборудован весь дом, освящён он был 9 апреля 2006 года иерейским чином в честь Успения Пресвятой Богородицы.